На заседании четвёртой сессии комитета ЮНЕСКО, который занимается вопросами охраны нематериальных объектов культурного наследия планеты, объявили о том, что древний обычай болгар, нестинарство, был внесён в представительский перечень данной организации, как один из объектов нематериального культурного наследия.
Нестинарство
На сегодняшний момент этнографы предполагают два варианта этимологии слова нестинары. По одной версии данное слово произошло от «иштинары» — знающие, вещие люди. По другой версии слово имеет греческое происхождение и переводится как «естиа» — огонь.
Историки усматривают в возникновении этой языческой практики влияние древних фракийцев.
Нестинарство является характерной для юго-восточных регионов страны традицией. Только в Странджанском регионе Болгарии можно увидеть это действо. Народные легенды гласят, что разжигание костра — это обряд, позволяющий защитить людей от злых сил. Огонь обладает огромной силой, которую он способен передавать людям. Каждый, кто проходит сквозь огонь, очищается. Кроме того, он получает возможность приоткрыть для себя дверцу в потусторонний неизведанный мир. Именно поэтому нестинары, которые танцуют на раскалённых углях, способны предсказывать будущее. Их предсказаниям верят. Многие туристы мечтают посетить этот древний языческий ритуал, прикоснуться к таинству огня и заглянуть в параллельный мир. Наличие подобной традиции практически в сердце Европы — это действительно удивительная вещь для нашего XXI века.
О подобной традиции мир узнал, благодаря фолкльористу и болгарскому поэту Петко Славейко, который детально описал обряд нестинаров в 1862 году. Хождение по углям проходит под музыкальное сопровождение барабана и волынки, что придаёт ритуалу особую окраску, вводит даже зрителей в лёгкое подобие транса.
Описание обряда
На протяжении многих веков жители болгарских деревень Граматиково, Бродилово, Кости, Былгари практикуют этот нестинарский обычай. Кульминация припадает на церковный православный праздник, связанный с почитанием памяти императора Константина и Елены, матери его. Хотя православная церковь и признаёт Константина и все его заслуги, нестинарство, как религиозная практика, всегда подвергалась гонениям со стороны церкви. В Болгарии начало XX века связано с репрессиями, в которых пострадало огромное число нестинаров.
Тем не менее, вопреки всем запретам, гонениям и непониманию, нестинарство практикуется и до сегодняшнего дня, а его огненный танец признан достоянием человеческой цивилизации. На протяжении последних нескольких лет множество туристов приезжают посмотреть на этот уникальный ритуал.
Искусство нестинарства является наследуемым умением. Главный нестинар передаёт свою силу сыну. В том случае, если он не имеет сына, то сила передаётся дочери. Происходит передача силы на глазах у всех нестинаров. Когда главный нестинар теряет возможность танцевать или чувствует приближение своего конца, он указывает на наследника. Только в том случае, если соблюдается указанная преемственность, нестинар может сохранить способность увидеть и предсказать будущее.
В Страндже празднование дня Св. Константина и Елены начинается в воскресенье перед их праздником.
В прошлом жители нескольких поселений организовывали собор у Большого чудотворного источника в местности Влахов дол, называемая ещё ложем, из-за наличия пяти отдельных лож для пяти деревень, которые чаще всего исполняли этот обряд: Грамматиково, Сливарово, Былгари, Кости и Кондолово.
Сейчас ритуал так же включает ход до чудотворного источника святых, ношение икон обоих святых, курбаны и обрядные хлеба. Пришедшие восходят на ложе, поворачиваются на восток и крестятся, зажигают свечи и прикрепляют на железный крест на ложе. Многие люди оставляют и дары — обыкновенно тканые полотенца, которые они завязывают на парапета. Иногда у нестинаров начинается ещё здесь «одержимость».
В четверг до 3 и 4 июня в нестинарских сёлах отмечается так называемый «малый святой Константин», называемый ещё «Курбането». В этот день эпитроп (викилин) святого идёт к его часовне и колет вместе с двумя-тремя мужчинами ягнёнка, из которого варится курбан. Когда курбан готов, эпитроп ударяет церковный колокол и всё село стекается на курбан. Начинается очищение чудотворного источника Святого Константина, а после этого и других близких источников святых — покровителей: зажигаются свечи и выметается буковая листва. Только после этого эпитроп открывает крышку чудотворного источника Святого Константина, напускает туда пара «для добра» и начинает наполнять посуду пришедших — для того, чтобы они пили и мылись для здоровья. После чего все получают чуть-чуть от курбана «для здоровья».
На сам день Святого Константина начинается новая цепочка обрядных действий: рано сутра начинается одевание нестинарских икон — «кунизм/кумизм с хвостами». Целый год они стоят в церквях нестинарских деревнь. Едва перед праздником их переносят в конак — специальное маленькое здание в центре деревни, служащее общей часовней обоих святых, независимо от того, что в конце села каждый из них имеет отдельную часовню с чудотворным источником.
«Ризы» икон сшиты обыкновенно главной нестинаркой в деревне. Ритуал одевания следующий: нестинарка «коптит» их дымом ладана, подаёт их эпитропу, который надевает их на иконы. Едва после этого устраивается шествие до чудотворного источника Святого Константина, в котором «моются кунизмы» — в священной воде чудотворного источника моются ритуально их ручки. Там собирается всё село, танцуются хоро и поются специальные для этого дня песни. Раздаются и обрядные хлеба, на которых имеется сравнительно скромное украшение: кулак с дыркой в середине и с жгутик из теста, которая очерчивает полный круг по периферии хлеба.
При шествии по дороге к параклису и обратно к деревне и у самого чудотворного источника очень часто нестинары становятся «одержимыми».
Ещё с обеда начинается и раскладывания нестинарского огня. По старым преданиям нестинары не входили в огонь до тех пор, пока не сгорят 12 телег дров, запряжённых волами. Сейчас количество сгораемых дров значительно меньше.
Вечером до сумерек, начинается кульминационный момент нестинарского сакрального комплекса. Нестинары или позднее одна единственная нестинарка, идёт в конак Святого Константина и Елены вместе с эпитропом. Там они начинают вдыхать часто дым ладана, молиться перед иконами обоих святых. Уже в темноте перед небольшим зданием собирается всё село, приходят и музыканты — обязательно волынщик и барабанщик, которые начинают играть специальную мелодию.
Уже в состоянии одержимости, нестинары определяют точно, когда шествие тронется, при этом соблюдается строгая последовательность: впереди идёт эпитроп и три мальчика с иконами. Обязательным требованием в прошлом было к тому, чтобы икононосцами были не обручённые молодые люди. Непосредственно после них идут нестинары. За ними следуют музыканты и замыкают шествие остальные участники обрядного шествия.
После прибытия к огню и оформления шествия в виде кордона около углей, разостланных предварительно в форме правильного круга, нестинарская одержимость достигает своей кульминации. С криками нестинары входят в огонь, при этом обязательно первый раз пересекают угли крест накрест и только после этого начинают беспорядочное движение по кругу.
Нестинарское хождение по углям очень особенно, его называют ещё «плещене» или «типане» — мелкий, умеренно быстрый ровный шаг всей ступнёй.
При особенно сильной одержимости нестинары хватают иконы святых, заходят с ними в огонь, делают пророчества или берут угли руками и посыпают ими головы.
После окончания нестинарских танцев в огне около него начинается виться танец Константиново хоро, в котором принимают участие вся деревня — «для здоровья».
Вечером на главной площади деревни собираются все жители. Из углей костра формируют большой круг, вокруг которого жители деревни водят хороводы, образуя кратное трём число колец (обычно 3 или 9). Круг из раскалённых углей ассоциируется с божественным небесным светилом. Танцы сопровождаются звуками волынки и барабана. Люди постепенно входят в особое состояние. Нестинары с иконами в руках начинают танцевать свой воспетый поэтами танец. Согласно верованию болгар, чем большее количество девушек-нестинарок протанцует на раскалённых углях, тем больший урожай соберут в конце года.
Нестинары постепенно выходят из состояния одержимости и возвращаются в конак вместе с эпитропом, где устраивается специальная трапеза, приготовленная для них ещё днём, в которую входит обязательно и курбан.
На следующий день праздник Св. Елены. В прошлом осуществлялся ритуальный обход всей деревни (прекращено в 60-е годы нашего века) с хвостатыми кунизмами. Иконы вносились в каждый дом с исключение тех, в которых недавно был мёртвый или лехуса — роженица. Вся семья целовала иконы а над спящими детьми или младенцами их потряхивали — для пожелания здоровья и с просьбой благославления. Икононсцев угощали, чаще всего ракией или вином. В нескольких местах иконы оставляли, чтобы они отдохнули. Вечером опять разжигался огонь и снова совершалось огненное чудотворство нестинаров.
Феномен хождения по углям
Самым впечатляющим и важным умением нестинаров считается их способность ходить по углям не обгорая. Медики установили, что кожа на ступнях большинства нестинаров нежная, без утолщений и не смотря на разницу в продолжительности танцев в огне (не менее 10 минут), они не получают никаких даже небольших следов ожога. Доказано, то утолщения не имеют большого значения, так как при танцах в углях нестинары часто зарывают ноги по щиколотку в угли и угли засыпают и верхнюю часть ступни.
Некоторые учёные объясняют это явление психологией, но не всё является психологией. Известный болгарский врач доктор Гарвалов утверждает, что грубая кожа на ногах это роговое покрытие, которое сгорает быстрее обыкновенной кожи. Кроме того такая грубая кожа имеется только на пятке или на передней части ступни и не появляется в других местах, на своде ступни и между пальцев.
Другой интересный факт это то, что упавшие с нестинаров предметы — платки и прикоснувшаяся с углём одежда не загораются. О таких случаях помнят всё ещё живые свидетели ритуалов прошлого поколения нестинаров деревнях Былгари и Ново Панчарево. Свидетели утверждают, что были случаи, когда нестинары садились в огонь, одетые в обычную одежду, а иногда и ложились.
Многие учёные утверждают, что при температуре более 70°С белок человека свёртывается, а температура углей достигает минимум 400°С. Кроме того, они считают, что особенное психическое состояние, в которое впадают нестинары, может объяснить нечувствительность к боли, но не тот факт, что ожог вообще не наступает.
Но это не вызывает удивления ни у самих нестинаров и у сопричастных к нестинарам жителей деревень. Они воспринимают феноменальность чуда, но для них это естественно с точки зрения фольклорного мышления проявления дара. Сами нестинары тоже не могут дать объяснение своей способности, но также воспринимают это как дар. Они убеждены, что их сила идёт от их сильной веры и упования на покровительство святых.