День Cвятого Георгия, или по-болгарски Гергьóв, — один из самых значимых и красивых весенних праздников. В народе он связан с земледелием (Георгий по-гречески означает «земледелец»), со скотоводством и в целом с весенним обновлением природы. В Болгарии Cвятой Георгий считается как воином-защитником, так и покровителем пастухов и их скота.
Когда-то год делили на два цикла: со дня святого Георгия до дня святого Димитра в октябре и с Димитрова дня до Гергьова дня. В этот день пастухи, которых обычно нанимали на все лето вплоть до конца октября, выходили со стадами в поле. Скотоводство и, особенно, овцеводство долгие века было основным промыслом в болгарской патриархальной семье. Поэтому в этот день традиционные обычаи и обряды связаны с овцами и уходом за ними. Накануне вечером устраивают обрядовый надой молока с овцы, которая первой в этом году родила ягнят. К ведёрку красной ниткой привязывают букетик весенних цветов, а в ведёрко кладут монетку, чтобы весь год надой был высоким. Также заплетают черной ниткой венок из дикой герани, крапивы, ежевики и боярышника и украшают им голову овцы. Такой же венок вешают и у двери в овчарню. Одна из молодых женщин ритуально отпивает молока через полые стебли девясила, чтобы овцы рожали ягнят-самок. В день Святого Георгия впервые в году готовят и свежую брынзу, но не солят её, дабы молоко у овец не пересыхало.
Весенние травы, цветы и молодые ветки деревьев занимают особое место во всех обрядах. Женщины и дети выходят рано утром на луг и собирают полевые цветы, которыми потом украшают окна и двери в доме. Зелёными венками из бука, дуба или яблони украшают ворота, столы, помещения. А венками из разных лечебных трав: чеснока, ежевики, боярышника и крапивы — обычно совершают традиционный оберег домашнего скота.
Есть поверие, что в ночь накануне праздника зарытые в землю клады начинают «играть». Ночь также подходит и для всяких гаданий. Вообще, магия сопутствует празднику во всём. В древности считали, что в этот день можно отнять плодородие. Поэтому для оберега вечером клали за воротами кусок соли (на утро он шёл в пищу овцам) и женский поясок, а рано утром мужчины спешили на свои нивы зарыть в середине красное пасхальное яйцо. Местами в западной Болгарии тогда же сжигали солому, оставшуюся с Сочельника. В этот день даже и не подумывают выпросить соль или закваску для кислого молока у соседа — это считается плохой приметой. Особое значение в этот день имеет утренняя роса. Считается, что если умоешься этим утром майской росой, то весь год будешь здоровым и никакая болезнь не сможет тебя одолеть. Дождик же, выпавший в этот день, ценится на вес золота.
День Святого Георгия связан и с традиционными богатыми застольями. Для праздничного стола хозяйка готовит специальный обрядовый хлеб («боговицу»), на котором она из теста лепит фигурки пастуха и овец. В честь Святого Георгия в каждом доме (в деревнях это традиция) режут молодого ягненка. Перед этим ему на голову кладут веночек из собранных утром цветов, а на левом рожке зажигают свечку и читают молитву. Обычно его зарезают перед дверью, а кровь выливают в реку или в муравейник (чтобы овцы плодились, как муравьи). Кожа с зарезанного ягнёнка, по обычаю, идет в дар церковному храму. Традиционное блюдо к праздничному столу — это зажаренный на углях ягнёнок на вертеле. Из потрохов готовят блюдо «дроб-сарма» (вареные потроха, потушённые в духовке с рисом). За столом рекой льется вино, поются песни. А после застолья все танцуют танец хоро. Ведёт хоровод самый известный пастух или же беременная женщина с зелёной веткой в руке.
Гергьóв день — это также День болгарской армии. В годы после освобождения от турецкого ига военные смотры в этот день постепенно стали набирать силу и утверждать себя как важный ритуал. Утром этого дня на площади перед Могилой Неизвестного солдата в Софии президент страны обычно принимает парад представительной части Болгарской армии, а патриарх Болгарской церкви освящает боевые знамёна. Через полчаса начинается военный марш боевой техники через площадь Александра Первого Батенберга в центре столицы.